Measures to secure contractual obligations

Each creditor, providing property, including money, to the debtor, wants to receive guarantees that this property will be returned to it, and he will receive remuneration for such provision of property. 

At the moment, the Russian legislation provides for the use of such interim measures as a penalty, pledge, retention of property of the debtor, guarantee, Bank guarantee, Deposit. In addition, the parties to the contract may provide other ways to secure their obligations, except if such security would be contrary to Russian law.

The main ways to ensure the performance of contractual obligations

1. Pledge 

One of the most popular methods of security is bail (art. 334 et seq. GK1). In Russia it is allowed to pledge both property and property rights. Both movable and immovable property may be pledged. However, the pledge of real estate, which is also called a mortgage, must be registered with the state authorities, otherwise it will be invalid. All pledge agreements are concluded in writing.

The mortgagor may be either the debtor or any third party, which extends the debtor's ability to obtain financing from the creditor, especially if it does not have the property or property rights that it can pledge. Pledged movable property may remain with the pledgor or be transferred to the pledgee. 

The pledged property may be pledged several times, with each new pledge being referred to as "subsequent pledge". 

The pledge provides one of the important advantages: the claims secured by the pledge in case of bankruptcy have the priority satisfaction. None of the other methods of security provides such an opportunity. 

However, the pledge has several important shortcomings. 

1. Mortgaged property or property rights in case of failure to meet the requirements of the main obligation must be sold at public auction. 

2. The pledge agreement has many conditions that need to be fixed in the contract, otherwise it may entail the invalidity of the pledge agreement. 

3. The pledge depends on the validity of the principal obligation, for example, a loan agreement, and therefore if the loan agreement is invalid, the pledge agreement will also be invalid.


2. Guarantees and sureties 

The next type of security is guarantees and sureties. Guarantee, issued by any natural or legal person with the exception of credit and insurance organizations, referred to as surety (article 361 et seq. GK). Guarantees issued by credit and insurance organizations, referred to as Bank guarantees (articles 368 et seq. GK). Both types of guarantees obligate the persons who issued such guarantees to pay off the creditor's claim if the debtor has not fulfilled the principal obligation. 

The Bank guarantee additionally has one feature that other types of security do not have, namely, the validity of the Bank guarantee does not depend on the validity of the principal obligation. A Bank guarantee or guarantee must be in writing.

While meeting the guarantor of the creditor under the guarantee, the guarantor acquires the right of a creditor to require the debtor to pay the debt of the latter.

3. Deposit

The Deposit is a way of collateral, in which one party transfers to another party a certain amount of money in the account due from it under the basic contract payments (a. 380 FF. GK). The Deposit agreement must be in writing. 

In case of failure to fulfill the main contract due to the fault of the debtor, the creditor leaves a Deposit. If the creditor is responsible for non-performance of the main contract, he is obliged to pay to the debtor a double amount of the Deposit.

4. Forfeit

Penalty – the possibility of providing in the contract a certain amount, to be paid by the debtor to the creditor in case of default by the debtor of the principal obligation (article 330 et seq. GK). In this case, the lender should not prove the damage caused to him. However, this does not mean that the creditor can receive any amount as a penalty. The court may reduce the amount of the penalty if the penalty established in the contract is clearly disproportionate to the consequences of the debtor's breach of obligation. The penalty agreement must be made in writing.

5. Hold 

Hold property, one of the types of interim measures is possible only in relation to things and impossible in relation to property rights (article 359 et seq. GK). Retention allows a creditor to hold the thing of the debtor in its possession until the debtor pays its obligations. 

The disadvantage of retention is that, as in the case of collateral, the creditor is not allowed to satisfy its claims from the value of the property held. The retained item must be sold by the creditor through public auction.

"Non-traditional" ways of ensuring the performance of contractual obligations

Recently, companies operating in the Russian market are increasingly faced with the fact that the main ways to ensure the performance of contractual obligations are not always possible, convenient and cheap. Therefore, on the Russian market there is a tendency to the emergence and use of additional ways to ensure the fulfillment of obligations, most of the designs of which were borrowed from Western countries. 

1. Repo (repurchase)

Becoming very popular repo transaction - purchase and sale/concession with a condition of repurchase/concessions. At the same time, courts still rarely recognize this new method of enforcement, despite the fact that the concept of this agreement is introduced in the Russian Tax code, and try to qualify this type of transaction as a pledge, satisfaction of the creditor's requirements in which it is possible only through public auction. 

2. Direct debit

Another security method is direct debit. Direct debit-is the right to write off the funds in the company's account in case of default without the consent of the company. This possibility for the lender and the obligation for the Bank should be specified in the contracts. Direct debiting is possible both from one account and from all accounts opened in a particular Bank.

3. Conditional sale 

Conditional sale is another way of securing the performance of obligations. The parties enter into a sale and purchase transaction under a condition of suspense. A condition of suspense is the failure of the debtor to fulfill its obligations under the main contract. If the debtor fulfils its obligations, the contract of sale does not enter into force. If the debtor does not fulfill its obligations under the main contract, the property under the contract of sale is transferred to the creditor, and the obligation to pay it is offset against the repayment of the debt under the main contract. 

4. Credit 

The letter of credit is also used as a security method. The letter of credit opened by the Bank at the request of the debtor, who undertakes to make payment to the lender upon the occurrence of an event of default of the underlying obligation and the provision of the creditor documents, as specified in the letter of credit.

5. Factoring 

As part of factoring, the assignment of a monetary claim to a third party may be for the purpose of securing the performance of the debtor's obligation to the creditor. In this case, the lender provides the financing, and the debtor is losing its right of claim to a third party resulting from the provision by the debtor of goods, performance of works and rendering of services to a third party. When factoring a third can only cash requirement. Only a Bank, credit institutions and other commercial organizations that have permission to carry out factoring activities in Russia can be a factoring creditor.

6. Trust transfer 

A trust transfer by the debtor of ownership of its property to the creditor, similar to the institution of security assignment (Sicherungs?bereignung, German), is also sometimes used in practice in Russia. Such transfer is most often made out by the contract of purchase and sale of property. In case of proper performance of the debtor's obligations, the parties terminate the concluded contracts, and in case of non-performance the property remains in the property of the creditor. 

7. Reservation of ownership 

The creditor has the right in the contract with the debtor to stipulate the condition under which the ownership of a certain thing is transferred to the debtor from the moment of execution of its obligations to pay for it. This right is granted to the creditor on the basis of clause 1 of article 223 of the civil code, on the basis of which the right of ownership passes at the time of its transfer, unless otherwise provided by the contract and the law, as well as article 491 of the civil code which directly establishes that if the contract of sale provides for a reservation of ownership, the buyer before payment of the goods is not entitled to alienate the goods or dispose of them otherwise. 


ESC Consulting LLC, 2018

Меры по обеспечению договорных обязательств

Каждый кредитор, предоставляя имущество, в том числе денежные средства, должнику, хочет получить гарантии, что это имущество будет возвращено ему, и он получит вознаграждение за такое предоставление имущества. 

На настоящий момент российское законодательство предоставляет возможность использовать такие обеспечительные меры как неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток. Кроме этого, стороны в договоре могут предусмотреть иные способы обеспечения своих обязательств, за исключением случаев, если такое обеспечение будет противоречить российскому законодательству.

Основные способы обеспечения исполнения договорных обязательств

1. Залог 

Одним из самых популярных способов обеспечения является залог (ст. 334 и след. ГК1). В России разрешается закладывать как имущество, так и имущественные права. Заложено может быть как движимое, так и недвижимое имущество. Однако, залог недвижимого имущества, который также называется ипотекой, должен быть зарегистрирован в государственных органах, иначе он будет недействительным. Все договоры залога заключаются в письменной форме.

Залогодателем может выступать как должник, так и любое третье лицо, что расширяет возможности для должника получить финансирование от кредитора, особенно, если у него нет имущества или имущественных прав, которые он может заложить. Заложенное движимое имущество может оставаться как у залогодателя, так и быть переданным залогодержателю. 

Заложенное имущество может передаваться в залог несколько раз, причем каждый новый залог будет называться «последующим залогом». 

Залог предоставляет одно из важных преимуществ: требования, обеспеченные залогом, при банкротстве имеют преимущественное удовлетворение. Ни один из иных способов обеспечения не предоставляет такой возможности. 

Вместе с тем залог имеет несколько важных недостатков. 

1. Заложенное имущество или имущественные права в случае неудовлетворения требований по основному обязательству должны быть проданы с публичных торгов. 

2. Договор залога имеет много условий, которые надо закреплять в договоре, иначе это может повлечь недействительность договора залога. 

3. Залог зависит от действительности основного обязательства, например, кредитного договора, и поэтому если кредитный договор недействителен, то и договор залога также будет недействительным.


2. Гарантии и поручительства 

Следующим видом обеспечения являются гарантии и поручительства. Гарантии, выдаваемые любым физическим или юридическим лицом, за исключением кредитных и страховых организаций, называются поручительством (ст. 361 и след. ГК). Гарантии, выдаваемые кредитными и страховыми организациями, называются независимыми гарантиями (ст. 368 и след. ГК). Оба типа гарантии обязывают лица, которые выдали такие гарантии погасить требование кредитора, если должник не выполнил основное обязательство. 

Независимая гарантия дополнительно имеет одну особенность, которой нет у других видов обеспечения, а именно действительность независимой гарантии не зависит от действительности основного обязательства. Независимая гарантия или поручительство должны быть заключены в письменной форме.

При удовлетворении гарантом требований кредитора по гарантии, гарант получает право от кредитора требовать от должника уплаты задолженности последним.

3. Задаток

Задаток – это способ обеспечения, по которому одна сторона переводит другой стороне определенную сумму денег в счет причитающихся с нее по основному договору платежей (ст. 380 и след. ГК). Соглашение о задатке должно быть совершено в письменной форме. 

В случае неисполнения основного договора по вине должника кредитор оставляет задаток себе. В случае если за неисполнение основного договора ответственен кредитор, то он обязан уплатить должнику двойную сумму задатка.

4. Неустойка

Неустойка – возможность закрепления в договоре определенной суммы, которая должна быть выплачена должником кредитору в случае невыполнения должником основного обязательства (ст. 330 и след. ГК). При этом кредитор не должен доказывать причинение ему убытков. Однако, это не означает, что кредитор может получить в качестве неустойки любую сумму. Суд может уменьшить размер неустойки, если неустойка, установленная в договоре, явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства должником. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме.

5. Удержание 

Удержание имущества, еще один из видов обеспечительных мер, возможно только в отношении вещей и невозможно в отношении имущественных прав (ст. 359 и след. ГК). Удержание позволяет кредитору удерживать вещь должника, которая находится в его владении, до оплаты должником своих обязательств. 

Недостатком удержания является запрет, как и в случае залога, для кредитора удовлетворять свои требования из стоимости удержанного имущества. Удержанная вещь должна быть реализована кредитором через публичные торги.

«Нетрадиционные» способы обеспечения исполнения договорных обязательств

В последнее время компании, действующие на российском рынке все больше сталкиваются с тем, что основные способы обеспечения исполнения договорных обязательств не всегда являются возможными, удобными и дешевыми. Поэтому, на российском рынке существует тенденция к появлению и использованию дополнительных способов обеспечения исполнения обязательств, большинство конструкций которых было позаимствовано из западных стран. 

1. Репо (обратный выкуп)

Очень популярны становятся сделки репо - купля-продажа/уступка с условием обратного выкупа/уступки. Вместе с тем, суды все еще редко признают этот новый способ обеспечения исполнения обязательств, несмотря на то, что понятие этого договора введено в российский Налоговый кодекс, а пытаются квалифицировать этот тип сделки как залог, удовлетворение требований кредитора при котором возможно только через публичные торги. 

2. Безакцептное списание

Другим способом обеспечения является безакцептное списание. Безакцептное списание – это предоставление права списывать денежные средства, находящиеся на счете компании при наступлении дефолта без согласия этой компании. Такая возможность для кредитора и обязанность для банка должны быть прописаны в договорах. Безакцептное списание возможно как с одного счета, так и со всех счетов, открытых в конкретном банке.

3. Условная продажа 

Условная продажа – еще один способ обеспечения исполнения обязательств. Стороны заключают сделку купли-продажи под отлагательным условием. Отлагательным условием является неисполнение должником его обязательств по основному договору. В случае, если должник выполняет свои обязательства, договор купли-продажи так и не вступает в силу. В случае, если должник не выполняет своих обязательств по основному договору, имущество по договору купли-продажи переходит к кредитору, а обязанность его оплаты зачитывается в счет погашения долга по основному договору. 

4. Аккредитив 

Аккредитив является также используемым способом обеспечения. Аккредитив открывается банком по просьбе должника, который обязуется произвести платеж кредитору при наступлении случая неисполнения по основному обязательству и предоставления кредитором документов, как указано в аккредитиве.

5. Факторинг 

В рамках факторинга уступка денежного требования к третьему лицу может осуществляться в целях обеспечения исполнения обязательства должника перед кредитором. В этом случае кредитор предоставляет финансирование, а должник уступает свои права требования к третьему лицу, вытекающие из предоставления должником товаров, выполнения им работ и оказания услуг третьему лицу. При факторинге может уступаться только денежное требование. Кредитором по факторингу может являться только банк, кредитные организации и другие коммерческие организации, имеющие разрешение на осуществление факторинговой деятельности в России.

6. Доверительная передача 

Доверительная передача должником права собственности на свое имущество кредитору, сходная с институтом обеспечительного присвоения (Sicherungs?bereignung, немецкий), также иногда используется на практике в России. Такая передача чаще всего оформляется договором купли-продажи имущества. В случае надлежащего исполнения должником своих обязательств стороны расторгают заключенные договоры, а в случае неисполнения имущество остается в собственности кредитора. 

7. Оговорка о праве собственности 

Кредитор вправе в договоре с должником оговорить условие, по которому право собственности на определенную вещь переходит на должника с момента исполнения им обязательств по ее оплате. Такое право кредитору предоставлено исходя из условия п. 1 ст. 223 ГК, на основании которого право собственности переходит в момент ее передачи, если иное не предусмотрено договором и законом, а также ст. 491 ГК которая прямо устанавливает, что если в договоре купли-продажи предусмотрена оговорка о праве собственности, то покупатель до оплаты товара не вправе отчуждать товар или распоряжаться им иным образом. 

ООО "ЕСК Консалтинг"
2018 г.