Обзор Федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ касательно трансфертного ценообразования

С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".

Данный закон определяет правила трансфертного ценообразования, т.е. правила, обязывающие применять рыночные цены к сделкам со взаимозависимыми лицами для целей налогообложения. Целью таких правил является предупреждение налоговых потерь в связи с перераспределением доходов и расходов между сторонами сделки, являющимися взаимозависимыми лицами, в целях оптимизации налогообложения.

Какие сделки подлежат контролю: 
1) сделки между взаимозависимыми лицами:
все внешнеторговые сделки без ограничений;
сделки между лицами, зарегистрированными (проживающими, являющимися налоговыми резидентами) в Российской Федерации, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;
сумма доходов за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб., если хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим единый сельскохозяйственный налог или единый налог на вмененный доход;
сумма доходов за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. по следующим сделкам:
- одна из сторон сделки является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а предметом сделки - товар, облагаемый НДПИ по адвалорной ставке;
- хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль или применяет по нему налоговую ставку 0%;
- хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль (применяется с 1 января 2014 г.);
2) сделки, приравниваемые к сделкам между взаимозависимыми лицами:
внешнеторговые сделки в отношении нефти и товаров, выработанных из нефти, черных металлов, цветных металлов, минеральных удобрений, драгоценных металлов и камней, при условии, что сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб.;
сделки с резидентами юрисдикций, внесенных Минфином России в Перечень государств и территорий, являющихся офшорными зонами, при условии, что сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб.;
совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), если в цепочке сделок имеются независимые "промежуточные" компании, не выполняющие в этой цепочке никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), не принимающие на себя никаких рисков и не использующие никаких активов.

Не признаются контролируемыми следующие сделки:
1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;
2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;
указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;
указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций.

Перечень взаимозависимых лиц расширен:
Взаимозависимыми признаются:
1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Расширен перечень методов для определения соответствия цены сделки рыночной цене для целей налогобложения:
метод сопоставимых рыночных цен;
метод цены последующей реализации;
затратный метод;
метод сопоставимой рентабельности;
метод распределения прибыли.

По новым правилам бремя доказывания обоснованности примененных сторонами цен сделок для целей налогообложения перекладывается с налогового органа на налогоплательщика.
Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки в налоговый орган по месту их нахождения.
В целях контроля за соблюдением данного закона создана отдельная структура в центральном аппарате ФНС России - Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества (далее - Управление трансфертного ценообразования).

Никишенко Андрей Владимирович
ООО "Восточно-Европейский консалтинг"
01.06.2012 г.